Эффект присутствия: Ленинградский металлический завод

Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) — родоначальник и флагман отечественного турбостроения, здесь впервые разработали и произвели самые мощные турбины в мире. Вместе с заводом "Электросила" входит в состав "Силовых машин". Это одна из крупнейших мировых энергомашиностроительных компаний. Производит оборудование для тепловой, атомной, гидроэнергетики, электросетей, промышленности, судостроения и транспорта. Все предприятия "Силовых машин" стабильно загружены заказами до 2032 года.
Три детали: каждая десятая турбина в мире сделана на ЛМЗ; завод имеет прямое отношение к полету в космос Юрия Гагарина; питерский "Зенит" берёт начало от местного физкультурного кружка.

Город в городе

Доводилось ли вам бывать в готических соборах? Их строили так, чтобы человек осознал собственный масштаб относительно божественного величия. Вот примерно такой же песчинкой в мире глобального чувствуешь себя на Ленинградском металлическом заводе.
На фасаде со стороны Свердловской набережной два логотипа: затейливый "Силовых машин" и знаменитый лаконичный треугольник ЛМЗ. Этому логотипу больше девяноста лет.
Территория предприятия — 38 га. Между корпусами приходится передвигаться на машине, тут, кстати, есть разметка и знаки. На некоторых зданиях — красивые таблички с названиями улиц. Встречная площадь, Турбинная улица, Лабораторный проезд. Площадь названа в честь художественного фильма "Встречный" 1932 года, и он не про поезд, а про встречный план, который выдвинули киногерои, местные рабочие: досрочно наладить выпуск первых советских гидравлических турбин повышенной мощности. Там, кстати, звучала всем знакомая "Песня о встречном", которую мы помним по первой строчке "Нас утро встречает прохладой..." На городских картах этих топонимов нет, но передвижение по территории они точно упрощают.

Товарищ! Будь бдителен!

Но это забегая вперед. Вообще сначала нужно попасть внутрь, а это непросто. Одних документов будет недостаточно. Нужна кристально чистая история, начиная со вчерашнего вечера. Потому что на проходных здесь стоят алкотестеры. Трезвость — норма жизни, безопасность — превыше всего! Важнее только турбины.
Про культуру, а скорее даже культ безопасности хочется поговорить отдельно. Перед входом в роторный цех посетителям выдают каски и яркие жилеты с надписью на спине, естественно, "посетитель". Проводят обязательный инструктаж: под кранами не ходить, от группы не отбиваться, смотреть под ноги, там, где шумно — следить за руками ответственного, он будет объясняться жестами. Спорить не хочется, все выглядит очень серьезно.
На стене — табличка: "наш рекорд — 1505 дней без травм". Интересуюсь, а что было до начала отсчета? — отвечают: кто-то порезал палец. Везде плакаты разнообразного дизайна, но одинаковой доходчивости, чтобы сразу стало понятно — глаза, руки-ноги и прочее даются человеку только раз, так что в цеху с большими механизмами надо быть внимательным.

Турбины для чайников

Ротор — сердце турбины. Он представляет собой вал, на котором закреплены диски, состоящие из лопаток. Это если очень упрощать. Ротор вращается со скоростью 3000 об/мин, независимо от размера — такой стандарт. Бывший начальник цеха, а сейчас — руководитель турбинного производства ЛМЗ Илья Егоров проводит аналогию с автомобилем: если передача низкая, а скорость уже высокая, то ваши три тысячи оборотов двигателя уже очень хорошо слышны в салоне, и передачу надо бы повысить. Или понизить скорость. Вроде бы детский пример, но он тут нужен, потому что тот ротор, на который мы смотрим, раз в 15 больше двигателя любого легкового авто. А вращается так же быстро. И воображаемый гул в салоне хорошо помогает почувствовать всю его потенциальную мощь.
Проникнуться мощностью Илья тоже предлагает через житейские метафоры.
"Раньше ротор выглядел так. Этот – произведен на ЛМЗ в 1926 году, почти сто лет назад, он внесен в реестр памятников техники и охраняется государством. Его мощность была 2 000 кВт. Если переводить на бытовой язык, то при помощи этого ротора приводилась в пуск паровая турбина, которая вырабатывала энергию, которой хватит для одновременного включения тысячи электрочайников. А сегодня мы выпускаем турбины мощностью от 60 000 до 1 250 000 кВт. Они способны обеспечивать энергией крупные промышленные предприятия и целые города", — рассказывает Илья Егоров.
От образных чайников к сухим, но выразительным цифрам: с начала года "Силовые машины" произвели и отгрузили две турбины К-300 для Костромской ГРЭС, турбину для Ириклинской ГРЭС, турбину ПТ-60 для Киришской ГРЭС, рабочие колеса для Нижегородской ГЭС, турбогенератор для ТЭЦ-23 "Мосэнерго", гидрогенератор для Волжской, статор для Чебоксарской ГЭС, провели модернизацию турбины К-210 для Приморской ГРЭС — и это не полный список!
К тому же компания участвует в госпрограмме КОММод ("конкурентный отбор модернизированных мощностей") — а это не только замена и модернизация оборудования тепловых станций, но и переход от паросилового цикла к парогазовому. Газ — намного эффективнее.

Рай перфекциониста

Но бог с ней, с мощностью, вы посмотрите, как это красиво! Каждая турбинная лопатка на диске идеально прилегает к соседке, а все вместе они собираются в невообразимо прекрасной точности и ровности круг. Зазоров между деталями нет — разумеется, не потому что так красивее (хотя кто его знает?.. Никто же не запрещает инженеру быть эстетом) — а потому что иначе пар, который должен попадать на лопатки и вращать ротор, начнет просачиваться в щели и КПД неизбежно упадет. А такого быть не должно, поэтому каждую лопатку подгоняют вручную, пока она не займет все отведенное ей место. Последняя лопатка диска — "замковая", ее задавливают и дополнительно крепят штифтом. Все, круг замыкается. Называется "облопачивание". Само совершенство.
У перфекциониста здесь может случиться передозировка прекрасного. Очень хотелось спросить, когда вырабатывается иммунитет к этой гипнотизирующей пазловой красоте и ты начинаешь воспринимать деталь просто как деталь. Впрочем, возможно никакого иммунитета и не бывает, а сотрудники так и продолжают всю жизнь относиться к турбинным лопаткам, как к произведениям искусства?
Каждый ротор проходит натурные испытания. В огромной вакуумной камере его разгоняют до 3450 оборотов, что превышает предел аварийного отключения на станции. Вообще в реальных условиях, если скорость вращения ротора достигает 3300 оборотов, автоматический регулятор безопасности должен плавно остановить турбину. Подвела автоматика и ротор продолжает ускоряться? На 3450 оборотах сработает механика. Превышение скорости не приведет к апокалипсису, но блэкаут вполне реален: генератор рассчитан на 3000 оборотов ротора, и просто перестанет производить электричество. Испытания в камере должны подтвердить способность деталей некоторое время выдерживать предельные скорости.

Заводская легенда

На заводе стоит единственный в России карусельный станок с диаметром планшайбы 19 метров. Сейчас их уже нигде не производят, да и раньше он был большой редкостью и ценностью. В годы войны станок решили укрыть от бомбежек, для чего планшайбу сняли и погрузили на дно Невы, благо она рядом. А потом достали, почистили — и станок снова заработал. Это — одна из местных легенд.
К истории завода мы еще вернемся, там есть и вполне подтвержденные, но от этого не менее удивительные вещи. А пока продолжаем идти по бесконечному цеху. Противоположной стены от входа не видно. Потолок теряется из виду. Такой объем наверняка сложно прогреть. Говорят, все нормально — тут стоит газолучистое отопление.
Стены цеха изнутри покрыты граффити. Рисунки, впрочем, вполне корпоративные — завод, "Зенит", Гагарин. Автор — маляр. То есть рабочий, который окрашивает готовые детали. Теперь его отправляют в местные командировки на другие площадки, чтобы он и там сделал красиво.
На граффити с символикой "Зенита" оставляют автографы ветераны клуба — Алексей Игонин и Валерий Цветков. Это не случайная пиар-акция: весной 1925 года на базе заводского физкультурного кружка образовались футбольные команды, давшие начало современному "Зениту". В музее хранится памятный вымпел за второе место команды по выполнению норм ГТО в 1940 году. Интересуемся у Валерия, каково это — оказаться так близко к корням?
"Внутри до такой степени приятное ощущение, потому что ты видишь этот масштаб — таких деталей, всего, что делает завод для России, — это впечатляет. Психологический подъем, гордость за наши заводы, за наши изделия, которые выпускаем. Сама атмосфера, и мощь вот эта, истоки... И уже столько лет прошло, а завод все функционирует, и развивается, и улучшается. Это круто, на самом деле!", — делится Валерий Цветков.

От сковородок до космоса

Некоторые заводские понятия — из области абстрактного. Неподготовленному человеку сложно воспринимать их на эмоциональном уровне. Например, что детали весом меньше пяти тонн — по местным меркам "небольшие", поэтому фотографа и оператора проводят мимо неподъемных металлических монстров туда, где есть по-настоящему масштабные вещи. Наверное, поэтому Илья переводил мощность электростанций в понятные обывателю чайники. Чайник — вот он, простой и знакомый. А 1 250 000 кВт — как их представить? Или вот, что здесь ходил настоящий Гагарин и фотографировался с рабочими. А до этого тут проводили испытания стартового устройства ракеты, на которой он отправился в первый космический полет. В голове же не укладывается, просто запоминаешь для последующего осмысления малыми порциями.
А начиналось всё, тем не менее, со сковородки. Кухонная утварь и нехитрые отопительные приборы первых выпусков хранятся в музее. Но предприятие, основанное купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым, развивалось стремительно. Кустарная мастерская вскоре стала "Компанией Санкт-Петербургского металлического завода". Возникло новое направление — изготовление крупных металлоконструкций. Перекрытия Зимнего, разводные механизмы моста Петра Великого, купол цирка Чинизелли, шпили и главки Спаса-на-Крови и много чего еще — родом отсюда. Международные выставки и награды, лидирующая позиция в отечественном мостостроении, судостроение, производство вооружения для армии, первые отечественные турбины. План ГОЭЛРО, работа на экспорт, мировые рекорды в турбостроении, причал для погрузки и транспортировки 250-тонных рабочих колес. Первая отечественная газовая турбина и самая большая в мире газотурбинная установка. Турбины для АЭС. Это — если очень коротко и пропуская много важного.
Алла Шапран, директор музея, кажется, знает по именам все турбины, которые когда-либо здесь производились, и с таким увлечением рассказывает о них, что понимаешь — это любовь. В залах много моделей электростанций, их можно включать. Тогда они оживут, зашумят и покажут основные принципы работы тем, кто впервые об этом задумался.
Особо ценный экспонат — черно-белая фотография. На ней группа детей у елки с горящей гирляндой — кажется, ничего особенного, но снимок сделан в 1942 году. Можно только представить, чего стоило заводскому детсаду организовать этот Новый год — с подарками, елкой и нехитрым угощением. Все 120 воспитанников пережили блокаду. Во время войны завод работал — и на оборону, и по прямому профилю.
Если окажетесь здесь на дне открытых дверей — не пропустите экскурсию, там все подробно и страшно увлекательно.

Газу!

О будущем завода поговорили с генеральным конструктором "Силовых машин" Александром Ивановским. Сейчас важнейшее стратегическое направление компании — возрождение собственной технологии производства газовых турбин. Это импортозамещение и энергетическая безопасность России. Отношение к проекту здесь трепетное на всех уровнях, и у руководителей, и у рабочих.
"У нас такое отношение в моменте, потому что это для нас новый продукт. Пять лет назад мы начинали с нуля, воссоздали конструкторское бюро газовых турбин, организовали их производство. Сейчас мы закончили конструкторскую и технологическую подготовку, идет активный цикл производства. У нас завершающая стадия изготовления первой отечественной газовой турбины мощностью 170 МВт. Мы рассчитываем выйти на серийный выпуск — 8 турбин в год в последующие года. Уже обеспечены рядом заказов, сейчас у нас в производстве 10 машин", — рассказал Александр Ивановский.
Проект реализуется при поддержке Минпромторга РФ. Общий объем инвестиций — более 15 млрд рублей, из них почти треть — государственные субсидии. Цель — добиться полной технологической независимости России в этом вопросе, то есть освоить весь цикл производства оборудования этого типа, включая элементы горячего тракта и систем управления.
Заводу, как примерно всем предприятиям, не хватает людей. Заказов много, а квалифицированных кадров — мало. Потенциальных сотрудников готовят через сотрудничество с ВУЗами и развитие целевых программ, участвуют в новом проекте "Петербург заводской". Люди приходят, но надо еще больше. Поэтому думать приходится не только о турбинах, но и об удобстве для работников.
Тут есть своя собственная медсанчасть. И она, конечно же, тоже очень большая. 1300 квадратных метров заняты кабинетами врачей чуть ли не всех профилей. Включая стоматологов и онкологов. Бонусом — возможно единственная в Петербурге криокамера, где лечат жидким азотом. Очереди бывают, но редко, и в основном по утрам. А так — все как в неплохом частном медицинском центре. Только большая часть услуг бесплатна, в том числе массаж. Плюс к этому — фонд медицинской поддержки сотрудников: на дорогостоящую операцию или лекарства могут выделить до 300 тысяч рублей.
Да, ещё на территории очень много котов. Сначала их завели для борьбы с крысами, и звери отлично справились, а теперь наслаждаются заслуженным почетом — волонтеры следят за тем, чтобы шерстяные были сыты, здоровы и ничего не роняли.